В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве. При этом в конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу).
Верховным Судом установлено, что супруги заключили брачный договор, в соответствии с которым имущество, нажитое супругами с момента заключения брака, является как в период брака, так и/или в случае его расторжения собственностью того супруга, на чье имя оно приобретено, оформлено или зарегистрировано.
После регистрации брака и после заключения брачного договора супруга приобрела два автомобиля. Через некоторое время решением арбитражного суда супруг (индивидуальный̆ предприниматель) был признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.
Финансовый̆ управляющий̆ имуществом должника посчитал, что вышеуказанные автомобили принадлежат не только женщине, но и ее супругу, поэтому он обратился в Арбитражный суд с заявлением об обязании супруги должника передать имущество в конкурсную массу.
Определением суда первой инстанции заявление финансового управляющего было удовлетворено, суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с судом первой инстанции. Верховный суд Российской Федерации с указанными выводами не согласился и указал следующее.
Как следует из брачного договора, заключенного супругами, имущество, нажитое супругами с момента заключения брака, является как в период брака, так и/или в случае его расторжения собственностью того супруга, на чье имя оно приобретено, оформлено или зарегистрировано.
Возможность отступления от законного режима имущества супругов посредством заключения брачного договора предусмотрена действующим законодательством и не может свидетельствовать о злоупотреблении правом при его заключении.
Поскольку спорные автомобили были приобретены супругой̆ должника после заключения брачного договора, то они не являлись предметом раздела общего имущества супругов и находились в единоличной̆ собственности супруги должника.
Заключение брачного договора не повлекло изменение объемов имущественных активов должника, а кредиторы, обязательства перед которыми возникли ранее заключения брачного договора, не вправе были рассчитывать на удовлетворения своих требований за счет спорного имущества. При этом обязательства должника не являются общими обязательствами супругов.
Кроме того, установлено, что транспортные средства приобретены супругой должника за счет личных и кредитных средств, при этом кредиты погашены за счет личных средств супруги, в результате заключения брачного договора какое-либо имущество из владения должника в пользу супруги не перешло, причинения вреда имущественным правам кредиторов оспариваемой сделкой не установлено.
Учитывая изложенное, судебные акты были отменены Верховным судом Российской Федерации в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм права, которые повлияли на исход рассмотрения спора и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав супруги должника, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего (определение Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2022 № 305-ЭС22-11553 по делу № А40-172945/2018).